«Индия. Ткань времени»
Музей-заповедник «Царицыно»
23 декабря 2025 –12 апреля 2026
Международный масштабный выставочный проект, где впервые в России представят коллекцию тканей и костюмов Национального музея ремесел в Дели. Также можно будет увидеть ведущие российские бренды, дизайнеров и модные дома в одном месте. От Нины Барбакова & Arny Praht, Нины Вересовой, модного дома Татьяны Кочновой, Модного Дома «ТАТЬЯНА ПАРФЕНОВА», Светланы Сальниковой и Fy:r до Alena Akhmadullina, ресейл-платформы THE CULTT, Ermakovishna, FRONT, Gapanovich, House of Leo, INSHADE, Asya Malbershtein, Radical Chic, Stratopacks. А еще свои сокровищницы раскроют коллекционеры Назим Мустафаев, Ольга Самодумова, Андрей и Екатерина Теребенины. Прекрасная возможность оценить влияние индийской текстильной традиции на мировую моду, увидеть эволюцию пижамы и научиться завязывать сари.
«Августейшие. Куклы»
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
2 декабря – 09 марта 2026
С эпохой Просвещения изменились представления о детстве и воспитании, поэму XIX век стал Золотым веком кукол и игрушек. Художественные куклы создавались из воска, фарфора и бисквита, для них шили платья из дорогих тканей и кружев. На фарфоровых и стеклянных фабриках выпускали детские сервизы для кукол. Игрушки помогали девочкам учиться ведению хозяйства… Выставка расскажет об истории возникновения коллекционных игрушек и старинной игровой индустрии, а время ее вернисажа неслучайно: один из разделов выставки будет посвящен атмосфере Нового года и Рождества. Здесь можно будет увидеть искусственную ель начала ХХ века, заснеженную карусель с маленькими куколками, рождественский кукольный домик и раритетные елочные украшения. Вплоть до французского театра Гиньоль, который принадлежал цесаревичу Алексею и сопровождал наследника рода Романовых на всех праздниках года.

«Левитан и Чехов: поэтика пейзажа»
Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
с 17 декабря – 4 июня 2026
Антон Павлович Чехов был однолюб, с кем встретился в молодости — тому оставался верен до конца жизни. Сердечных друзей у него было немного и среди них — Исаак Левитан. Два больших художника, два больших мастера пейзажа и два больших друга, они выстраивали свой творческий диалог всю жизнь В новом камерном выставочном пространстве чеховской усадьбы будут представлены 24 подлинных этюда знаменитого пейзажиста из собраний музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово», музея-заповедника Василия Поленова и из частной коллекции А.Н. Жилина. Выставка сопоставит творческие методы двух мастеров пейзажа – в живописи и литературе, и позволит внимательного рассматривать и «медленно читать» в этом диалоге зрителя – читателя с подлинными произведениями искусства.

«ЛАКИ. Большая история в миниатюре. Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй» в Музей Новый Иерусалим (Истра)
28 ноября 2025 — 24 мая 2026
Выставка русского лакового искусства представляет этот уникальный промысел как феномен национальной культуры. На протяжении двух с половиной веков лаковая миниатюра впитывала быт и дух русского народа, становясь зримым воплощением его традиций. В рамках нового музейного проекта она становится основой для диалога о тысячелетней истории России и преемственности поколений. В экспозиции собраны работы из всех главных центров лакового искусства — Федоскино, Палеха, Мстёры и Холуя. Через эти произведения раскрываются ключевые вехи истории Отечества, его героическое прошлое, духовные ценности и идея национального единства. Выставка выстраивает масштабное повествование о том, как искусство миниатюры стало зеркалом истории целой страны.

«Рерих. В поисках “небесного Звенигорода”»
Звенигородский государственный музей-заповедник
4 декабря — 24 мая
Он рисовал театральные декорации для Сергея Дягилева, писал гуманистические трактаты и исследовал восточную философию. Творчество Николая Рериха (1874-1947) — явление в мировой живописи неповторимое. Его полотна своеобразны по темам и сюжетам, их окутывает поэзия и тайна, в них прочитывается глубокий символизм. 40 работ из коллекции Государственного Русского музея впервые предстанут в такой масштабной ретроспективе художника в Подмосковье. Зрители увидят знаменитые полотна, включая «Весну священную», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Защитник (Облако-стрелок)», гималайские пейзажи и даже мультимедийную репродукцию «Звенигород», которая находится сегодня в музее Рериха в Нью-Йорке. Ее название созвучно с названием древнего города под Москвой, но на самом деле означало для живописца аллегорию духовного града, к которому стоит стремится.

«Человек-жизнь-вселенная. Контраст сопоставлений»
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков (Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 103)
до 8 марта 2026 года
В новом музее, который возник под эгидой петербургского «Манежа», совершенно особенная коллекция. Создатели музея решили, что включать в коллекцию надо такие работы, которые соответствовали бы культурному коду города. При этом совсем не важно, являются ли их авторы петербуржцами по рождению. Критерий – художественная ценность произведений, сумевших стать частью ленинградского – петербургского искусства. К своему первому юбилею музей подготовил масштабный проект, ставший размышлением о человеке как о центре вселенной, соединяющем в себе хаос и гармонию, тело и дух, землю и небо. Здесь образ человека представлен в экспозиции через все аспекты его физических и духовных проявлений – от грехопадения до поиска жизненного пути и ухода в мир иной. А представленные работы собрали, кажется, всех художников конца ХХ века и рубежа эпох.

«Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920-1940-х»
Павильон «Рабочий и колхозница», ВДНХ
19 декабря — 17 мая 2026
Выставка о саратовской школе живописи первой половины XX века продолжит серию масштабных проектов Музея Москвы, посвященных художественным экспериментам XX века, — «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», «Дом моделей. Индустрия образов» и «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х». В этот раз зрители увидят работы как именитых саратовцев — Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, — так и менее известных, но не менее значимых для истории саратовской школы — Михаила Аринина, Валентина Юстицкого, Елены Бебутовой и других. Вслед за художниками посетители отправятся в путешествие по Волге, Москве-реке и Неве, открывая для себя незнакомые грани истории советской живописи.
«Морфогенез. Третья природа»
Биокластер, павильон №29 на ВДНХ
до конца января 2026 года
Биокластер — новый уникальный проект Биологического музея им. К. А. Тимирязева, где пространство объединяет современное искусство, науку и технологии. Выставка представляет работы современных художников в сочетании с природными явлениями. Дмитрий Каварга создал инсталляции, где природа поглощает техногенные формы. Василий Козловский показал историю и архитектуру ВДНХ. Видеоработа Аристарха Чернышева говорит о стремлении к гармонии с природой. Акустическая композиция Олега Макарова «Звукоцветия» буквально озвучивает цветы. Кульминация экспозиции — 16 террариумов: в них экзотические обитатели нашей планеты соседствуют с арт-объектами, создавая удивительные композиции.

- Карина Нигай на арт-показе и не только: дайджест fashion-новостей
- Марианна Максимовская, Таня Геворкян, Лина Дембикова и другие на открытии выставки «Сны Алены»